Браузеры:
Контакты: Artamonov.GE@gmail.com

моб:+7 910-160-57-70

г.Тула

Конкурсная документация

  • Победа в номинации развитие портала "Открытый бюджет"
    за лучший электронный сервис "Бюджет для граждан" и методику подачи аналитической информации в доступной форме

 

Артамонов Геннадий

ИНФО Коротко о себе:

Стаж работы в министерстве финансов Тульской области - 18 лет;

  • разрабатывал "Планирование и исполнение бюджета по ведомственной структуре расходов";
  • официальный сайт Минфина Тульской области;
  • сайт "Открытый бюджет Тульской области".

e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. моб: +7 910-160-57-70


 

Предисловие.


О конкурсе "Бюджет для граждан" узнал с сайта "Открытое Правительство РФ". Как разработчик "Открытого бюджета Тульской области", я ждал подобного конкурса.

К сожалению, с июля месяца я больше не работаю в Минфине Тульской области, и не могу выступить от субъекта со своими разработками. В связи с этим я хочу поучаствовать в конкурсе как свободный разработчик в категории для физических лиц.

Все сервисы и идеи, разработанные мной, я постарался описать в блоке "Что такое бюджет?"

Image aligned to the right

 Приведу несколько ссылок на описание сервисов:

Там я изложил, в общем, свое видение подачи бюджетного материала касающегося в основном уровня бюджета субъекта. В том числе я учитывал возможность работы с сервисами - неподготовленных граждан.

Например, для неподготовленных граждан есть возможность узнать об основных параметрах бюджета в сервисе "Исполнение основных параметров бюджета". Он затрагивает не только консолидированный бюджет субъекта, но и уровень муниципальных районов субъекта. Любой житель области может зайти и увидеть на 1 уровне детализации данных информацию о доходах, расходах, гос.(мун.) долге, кредиторской задолженности бюджета своего муниципального района. Раскрывать другие уровни детализации ему не обязательно. Данные я использовал из программного комплекса СКИФ-3 (г.Москва). Программа широко распространена по субъектам. Этот блок можно масштабировать на другие регионы, что я и сделал совместно с комитетом финансов Ленинградской области - "Исполнение основных параметров бюджета Ленинградской области"

В сервисе "Программный бюджет Тульской области" так же для граждан есть возможность оценить объем средств по государственным программам и другим видам бюджета области, не вдаваясь в детализацию.

Но, я не хотел бы выступать с уже реализованными идеями, а хотел бы предложить что-то новое.

Предлагаю на конкурс два своих новых сервиса и методику подачи аналитической информации в доступной форме.

Введение.


Материалы, которыми я руководствовался.

  • Бюджетные послания Президента РФ от 28 июня 2012 и 13 июня 2013 года
  • Выступления и высказывания представителей Правительства федерального и регионального уровня.
  • Это анализ ситуации от экспертов информационного сообщества, аналитиков бюджетной и экономической сферы, высказывания граждан разнообразных профессий...
  • Приоритеты и принципы, установленные Правительством РФ и отраженные в документах и материалах:
    • Совместный приказ Минфина РФ Минрегионразвития РФ, Минэкономразвития РФ от 22 августа 2013 г. № 86н/357/468 «Об утверждении Методических рекомендаций по представлению бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и отчетов об их исполнении в доступной для граждан форме» (02.09.2013)
    • Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства финансов Российской Федерации на 2014-2016 годы
    • Государственная программа РФ «Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, повышение устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации» (22.03.2013)
    • Материалы по созданию и развитию государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет"
    • Проекты и стратегии, отражающие принципы понятности, прозрачности, подотчетности и открытости государственных данных
Image
Image

Image
Image

Image
Image

Цели.


После анализа, я выделил основные цели, которым необходимо соответствовать при разработке "Бюджета для граждан":

Image aligned to the right
 

Прокомментирую цели. Когда мы говорим о повышении открытости и прозрачности в применении к "Бюджету для граждан" наиболее точное определение "прозрачности" дал замминистра финансов Алексей Лавров:

"Прозрачность – это понятность"

замминистра финансов Алексей Лавров

Так же речь идет о понятности информации как о главном факторе и, по словам министра по вопросам Открытого правительства Михаила Абызова:

"Как показали исследования членов экспертного совета, едва ли не самое главное, что нужно гражданам от органов власти, - удобная, понятная и адекватная информация"

министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов

Хотел бы отметить, что говоря об упрощенном варианте "Бюджета для граждан" надо подразумевать простую и понятную форму подачи данных. По моему мнению, не стоит упрощать или урезать сами данные. Этим мы, скорее всего, запутаем граждан.

Сами данные представленные на сайте опираются на официальные источники. Данные должны быть реальными. Если и присутствует, какая-то их обработка, то очень простая и не требующая сложных вычислений.

Для себя я определил дополнительные цели:

  • 1 - визуализация должна быть легкая (минимализм - дизайн по принципу простоты, ясности и минимального количества оформительских элементов),
  • 2 - сервис быстрым (скорость загрузки данных, реагирование на действия пользователя должны быть очень высокими.)
  • Ниже я поясню эти цели.

Источники данных.


Перед продумыванием сервиса я обратился к основным источникам данных, которые я использовал еще при разработке сервиса - "Анализ по субъектам ЦФО" для сайта Тульской области. Эти источники - сайт Минфина РФ info.minfin.ru и сайт Федерального Казначейства РФ http://roskazna.ru/

На этот раз я решил не ограничиваться одним ЦФО РФ, а делать аналитику в целом по стране.

 
Image aligned to the right

info.minfin.ru

  • 1 Бюджетная система // Бюджеты субъектов РФ // Региональная экономика (годы)

  • 2 Бюджетная система // Бюджеты субъектов РФ // Сравнение субъектов РФ по показателям исполнения бюджета
 

Процесс создания сервиса.


Были разработаны несколько вариантов подачи информации. Для разных отчетов разные виды графиков, наиболее точно характеризующие показатели. Но разных вариантов оказалось слишком большое количество. Некоторые из них становились понятны только после специального изучения. Хотя и наиболее точно отражали суть показателя.

Через некоторое время я понял, что двигаюсь по неверному пути.

Эксперимент.

Image aligned to the right

Необходим был эксперимент. Я постарался представить себя обычным гражданином не очень сведущем в бюджете, но интересующимся его характеристиками. И посетил несколько самых удачных ресурсов на сегодняшний день связанных с открытым бюджетом.

Цель моя была попытаться определить, где же понятнее, какой вид подачи информации более нагляден и прост.

Я не буду перечислять сайты, просто выскажу свои ощущения.

На одном из ресурсов я увидел много красивой и полезной информации, разнообразные меню и подкатегории, красивый фон, много графики. Ощущения восторга от обилия информации, которой заполнен каждый миллиметр свободного пространства, но через несколько минут серфинга понял, что перегружен ей очень сильно. Переутомление.

Если будет конкретная цель - может и буду разбираться, а ради любопытства напрягаться не буду. Результат: наверное, буду заходить на сайт, скорее всего не часто.

Были ресурсы, на которых информация выдается порциями. К сожалению, они между собой никак не связанны, что не дает ясного представления о полной картине.

Другой известный ресурс, просто море полезной аналитики. Просмотрев пару разнообразных отчетов с многовариантной панелью фильтрации отчета и так и не дождавшись загрузки данных, тоже покинул ресурс. Как простому гражданину мне, конечно, интересно посмотреть полезную информацию, но ждать так долго, чтобы убедится, что открыл совсем не тот отчет, а нужный надо опять ждать... Вариант тоже отпал.

В общем, выводы напрашиваются сами, обилием (несомненно полезной) информации, которая открыта сразу вся на одном листе, мы скорее напугаем неподготовленного пользователя. Он уйдет, и его не уговоришь вернуться.

Такой формат подачи больше подходит для буклетов, печатной продукции.

Медленная скорость, долгое ожидание подгрузки данных - тот же результат.

Различные сложные динамические отчеты с множеством параметров отбора - тоже не то. Нам надо простым способом получать информацию, а не сложным.

Результат - потеря значимой части граждан.

Выводы.

А ведь наша цель как раз наоборот, привлечь граждан. Чтобы они почувствовали, что инструмент продуман, сделан для них, им просто и удобно пользоваться, и при этом не надо ничего изучать специальным способом. Инструмент по ходу работы будет сам обучать гражданина. Другими словами интерфейс подачи информации должен быть интуитивно-понятным, визуально легким, быстрый в скорости загрузки и обновления данных.

Как люди заходят каждый день на любимые новостные сайты почитать свежие новости, так же они могут заходить на удобный сервис, сделав пару кликов мышкой, чтобы узнать, где кв.м. жилья дешевле, в каком субъекте средняя зарплата выше ...

Артамонов Геннадий

Для этого им надо дать инструмент легкий и удобный. И это должно быть не 20 сервисов "заточенных" под каждый тип аналитики, а 1 сервис который отражает практически любую аналитику по единым стандартам.

Конечно, мы не избежим разнообразия в представлении данных, но мы можем сильно сократить их количество.

И переделывая сервисы не один раз, я натолкнулся на мысль:

Нужно попытаться разработать именно стандарт подачи материала, а не просто новый сервис. Придумать некий универсальный подход, который позволит в легкодоступной форме открывать практически любую отчетность, бюджетную, экономическую, статистическую.

Артамонов Геннадий

Естественно, для отдельных типов отчетов это будет некоторым упрощенным вариантом, но именно этого мы и хотим.

Важно то, что они будут стандартизированы.

То есть мы приведем их к общей форме, а для тех отчетов, которые могут быть развернуты по другим параметрам, можно предусмотреть дополнительные, ненавязчивые возможности детализации.

И мы, должны понимать, что граждане изначально имеют разный уровень знаний, но по мере использования инструмента этот уровень, несомненно, будет повышаться, как и требования к инструменту.

Артамонов Геннадий

Тогда гражданину, поднявшему свой уровень на ступеньку выше, захочется большей детализации. И эту возможность надо предоставить ему. Но решение об этом он должен принимать сам.

Ниже я постараюсь пояснить это на примерах.

 

Итак, начнем.

breadcrumb - навигация

В самом верху страницы отображаются две кнопки:

Они выполняют функцию навигации (breadcrumb) - путь от начальной главной страницы до текущей.

И в тоже время первая кнопка отправляет нас к главной странице меню отчетов, а вторая является раскрывающимся подменю с отчетами данной категории. Это позволяет быстро переключаться между отчетами.

Заголовок отчета.

Наименование рассматриваемого показателя данных.

Справочная информация.

Несколько строк для описания вариантов отчетов, источников данных, можно придумать разные варианты, например, отображать краткую характеристику описывающую смысл этого отчета, на что влияет данный показатель и.т.п.

Меню.

Полоска меню, которая содержит список с указанием даты, и выбором варианта отчета:

 

Структура подачи материала.

Перехожу к описанию самой структуры подачи материала. Она проста. И интуитивно-понятна. Здесь нет особых изысков. Эта структура напрашивается сама собой. Исходит из административно-территориального деления России.

Image aligned to the right

Показателем я буду назвать рассматриваемый отчет. Например - "Налоговые и неналоговые доходы" или "Средние цены на первичном рынке жилья". Значение показателя - это исходные данные, выраженные в млн. рублей, тыс. тонн, квадратных метрах и т.п.

На первом уровне детализации мы отображаем федеральные округа, упорядоченные по убыванию значения показателя. Это вполне естественно.

Всего их 8 округов. Если гражданин не знает, в какой округ входит его субъект, то методом перебора со 2-3 раза он обязательно определит, запомнит, и впоследствии будет уже выбирать нужный округ сразу. (Начинается самообучение)

Распределение по округам несет не только функцию фильтра регионов, но и отображает (среднее или абсолютное) значение по рассматриваемому показателю, что позволяет их сравнивать.

Выбрав нужный федеральный округ, мы переходим на второй уровень детализации

Второй уровень, состоит, ожидаемо и логично из субъектов входящих в данный округ. Их распределение по убыванию данного показателя. Пользователь визуально, сразу может определить в каком субъекте он больше, в каком меньше. Определить место своего субъекта в этом рейтинге.

И выбрав свой субъект перейти на третий уровень детализации. Третий уровень отображает линейную динамику значений показателя по годам за весь период данных. Он мог бы быть и муниципальным, если бы были представлены такие данные. Для этого понадобилось дополнительная проработка сервиса, т.к. несколько изменилась бы навигация между уровнями и элементами. Поясню. Замечательная технология интерактивных диаграмм fusionchart.com (которую я использую, так же как и в сервисах Минфина РФ) подразумевает использование технологии linked data, которая позволяет связывать данные и разбивать их на различные уровни вложенности. Этих уровней может быть сколько угодно много. Но, мы же делаем универсальный, простой инструмент для граждан. И нам важно не только доступно и логично отобразить информацию, а еще сделать работу с этим инструментом удобной и динамичной.

Когда мы рассматриваем, какой либо показатель мы хотим не только найти нужный субъект и отразить его динамику по годам, но и сравнить его с соседями внутри округа и с субъектами других округов. Для этого нам потребуется много переключаться с одного уровня детализации на другой. И этот путь я продумывал сделать максимально коротким и быстрым. Например, рассматривая на 3-м уровне детализации, динамику по годам Тульской области, в 1 клик мыши можно отобразить динамику по годам, соседей из Калужской области, и в 2 клика открыть динамику по годам, например, Ленинградской области, которая находится в другом федеральном округе.

То есть с 3-го уровня детализации субъекта одного округа можно в 2 клика мыши перепрыгнуть сразу на 3-й уровень детализации субъекта другого федерального округа, минуя лишние действия по закрытию ненужных уровней детализации.

Функциональность и скорость отображения данных сервиса можно проверить на моем сайте http://age71.ru

Структура данных.

У нас получается некая матрица:

Или даже куб - если рассматривать период дат по оси z, а каждый год - как слой данных. Просмотр данных осуществляется за указанный год из списка на панели меню отчета.

Варианты отчета:
Уровнивсего по показателюна 1 жителятемпы роста
1 уровень - федеральные округаДанныеДанныеДанные
2 уровень - субъектыДанныеДанныеДанные
3 уровень - динамика по годамДанныеДанныеДанные
 

Варианты отчетов

Когда я анализировал "Методические рекомендации по представлению бюджетов ... в доступной для граждан форме", то увидел много рекомендуемой отчетности в расчете на 1 жителя, и это не просто требование Минфина РФ, это уже потребность и самих граждан, подобного рода высказывания об этом можно услышать, например, в ролике про микробюджетную статистику от журналиста Бориса Грозовского (Источник:http://xn--80abeamcuufxbhgound0h9cl.xn--p1ai/video/5508909/) Сколько школ и детских садов приходится на 1 жителя в разных субъектах, или стоимость 1 км. дороги и.т.п. Соответственно когда мы рассматриваем показатели, за какой-то период возникает необходимость посмотреть изменения этих показателей - темпы роста.

Опубликование такого рода статистики - это вопрос open data, а моя же задача создать удобный инструмент и стандарт подачи материала для этих данных.

Артамонов Геннадий

Обобщив свои идеи, с потребностями и рекомендациями получился такой метод подачи информации, который включает в себя 3 варианта отчета.

 

1 -вариант

Данные для 1-го варианта (всего по показателю) берем из открытых источников. Например, info.minfin.ru

Цветовая гамма-синий

2 -вариант

Численность постоянного населения берем с сайта Госстатистики России, вычисляем 2-й вариант ("в расчете на 1 жителя")

Цветовая гамма-зеленый

3 -вариант

Темпы роста вычисляем, принимая за 100% значение показателя прошлого года по отношению к значению текущего года.

Цветовая гамма-красный

 

По умолчанию всегда отображается вариант - "всего по показателю" и 1-й уровень детализации - по федеральным округам.

Несколько позже, когда сервис был заполнен данными, я увидел, что для граждан было бы понятнее использовать не темпы роста, а темпы прироста. На сколько процентов был прирост по отношению к прошлому году.

Конечно, сервис можно и нужно модернизировать и усовершенствовать.

И этот процесс должен только повышать удобство его использования.

Интерфейс сервиса

Разрабатывая интерфейс сервиса, я старался учесть принципы эргономики и юзабилити. В пособиях по эргономике можно встретить такое определение работы пользовательского интерфейса. "Интерфейс должен работать именно так, как пользователи ожидают, и позволяет пользователю сосредоточиться на собственно задачах, а не на особенностях взаимодействия с системой" Для себя я называю это интуитивно-понятным интерфейсом.

При разработке таких интерфейсов мелочей не бывает, все важно. Чем продуманнее и удобнее будет инструмент, тем выше вероятность его массового использования гражданами.

Пользователю изначально предоставляется свобода действий:

  • переключиться на другой вариант отчета,
  • указать другой рассматриваемый год,
  • раскрыть детализацию 2-го уровня,
  • с помощью подменю указать другой отчет

Все эти действия практически равнозначны и по количеству движений (1 клик мыши) и по скорости отображения и обновления информации.

Когда сервис уже был готов, мне все равно казалось, что слишком часто для анализа приходится переключать варианты отчета. И я решил устранить лишние переключения, путем добавления полезной информации в подсказку (tooltip) возникающую при наведении мыши на элемент диаграммы. Я добавил численность населения по округу (субъекту) и расчет на 1 жителя по данному показателю. Это позволить снять частично необходимость в ненужных переключениях отчета. Действительно если мы сравниваем, например 2 субъекта, нет необходимости менять варианты отчета чтобы посмотреть 1 цифру.

Отображение данных

Заголовки для уровней детализации я тоже попытался делать по единому стандарту.

  • 1 - наименование территории (наименование округа, субъекта),
  • 2 - указанный рассматриваемый год,
  • 3 - размерность показателя (млн.руб., тыс.тонн...),
  • 4 - наименование показателя.

Вторая строка отображает маленьким шрифтом наименование рассматриваемого показателя. Шрифт выбран мелкий не случайно. Наименование показателя у нас в заголовке крупным шрифтом уже есть, но так как мы раскрываем детализацию, и часто переключаем варианты, то повторить заголовок необходимо, но он не должен отвлекать нас от главной информации.

Цветовую гамму элементов диаграмм я подбирал под дизайн и не хотел, чтобы это были слишком яркие диссонирующие цвета. Нас ничто не должно отвлекать от главного - от значений показателя, от самих данных. Единственно, что позволил себе, на заднем фоне подкрасить полоски в легкие пастельные цвета - синий для варианта "всего по показателю", зеленый для варианта "в расчете на 1 жителя", оранжевый - "темпы роста". На мой взгляд, это должно улучшить восприятие, сразу становиться понятно, какой вариант данных открыт.

Каждый из вариантов отображает упорядоченные данные по сумме. В глаза должны бросаться самые значимые цифры - это естественно.

Подсказка. (tooltip)

 

Как писал выше, подсказка ненавязчиво отображает дополнительную информацию при наведении мыши на элемент. Улучшает юзабельность сервиса.

  • 1 - наименование округа\субъекта
  • 2 - всего по показателю
  • 3 - численность населения
  • 4 - расчет на 1 жителя

Исходные данные. (open data)

Таблица данных (info.minfin.ru)

Внизу страницы отображается кнопка для скачивания использованных исходных данных для данного показателя.

Использование отчетов на примерах


Стандартный отчет

 

Рассмотрим стандартный вариант отчета - например, из блока "Анализ бюджетов субъектов", показатель - "Налоговые и неналоговые доходы", укажем период за 2012 год.

1 уровень детализации

На 1-м уровне по федеральным округам можно сразу увидеть, что по ЦФО РФ поступление доходов в бюджет существенно больше других округов, второй по значимости показателя Приволжский ФО в два с лишним раза меньше чем ЦФО, это видно "на глаз" даже не вдаваясь в цифры.

2 уровень детализации

Кликнем на ЦФО РФ и раскрываем 2-й уровень детализации - по субъектам ЦФО РФ

Видим что львиная доля "Налоговых и неналоговых доходов" приходится на г.Москва и ее доля в ЦФО РФ примерно 60% от общего объема по ЦФО РФ

Я проживаю в Тульской области, и мне интересно как мой субъект выглядит по сравнению с соседями.

В данном случае Тульская область находится на 6 месте, следом, на 7-м идет Калужская область

Но если мы наведем мышкой на Тулу и Калугу, то увидим что на 1 жителя этот показатель существенно больше в пользу Калуге. И, например уже не обязательно включать вариант "на 1 жителя" (об этом я писал выше)

Всего за несколько секунд с помощью сервиса мы узнали много полезной информации, на анализ которой, в табличном варианте нам потребовалось бы гораздо больше времени.

3 уровень детализации

Кликнув на Тульскую область, мы открываем 3-й уровень детализации, который отражает линейно, изменения данного показателя по годам за весь период данных.

Думаю, не всем гражданам сразу будет интересно смотреть 3-й уровень детализации или, например, использовать вариант - "темпы роста", уровень знаний (или потребностей) у всех разный. Продуманность инструмента должно давать возможность самим гражданам выбирать виды и степень детализации данных. Главное чтобы это было легко естественно и просто.

Image aligned to the right

Я не стану подробно останавливаться на вариантах "на 1 жителя" и "темпы роста" - они аналогичны

Скажу только что на "1 жителя" за 2012 год Калужская область на 3 месте, а по "темпам роста" на 1-м в ЦФО РФ, а Тульская область только на 9-м и 3-м местах соответственно. Это подтверждает, что разные виды отчета необходимы для более точного анализа. Что просто "итого по показателю" не всегда дает полную и правильную картину.

Не стандартные отчеты

Когда я сделал первый вариант сервиса и начал наполнять его данными, столкнулся с проблемой, некоторые отчеты не совсем вписываются в данную подачу материала.

В блоке "Анализ бюджета по субъектам" я сформировал доходы, расходы, сформировал данные по Профициту\Дефициту.

Сначала показалось все нормально, потом поразмыслив, увидел, что на 1 жителя вариант отчета еще может дать нам полезную информацию, а вот темпы роста - нет.

Резкие скачки от отрицательных сумм к положительным не скажут нам ничего интересного и только по моему мнению запутают граждан.

Image aligned to the right

Вначале я хотел сделать для таких отчетов отдельную подачу материала, без темпов роста. Забегая вперед, скажу и без расчета на 1 жителя. Но это разрушит нашу целостную картину. И решил просто дезактивировать не вписывающиеся по смыслу варианты отчета, установив на кнопки переключения вариантов отчетов (disable)

В таком случае гражданин по-прежнему будет видеть общую картину, но не сможет выбрать, не нужный в данном случае отчет.

Аналогичным способом я отключил "темпы роста" в отчетах по "Источникам финансирования". Конечно, я могу ошибаться, в каких-то случаях надо оставить все варианты отчетов, но включение и выключение их уже не проблема.

Image aligned to the right

А как будут выглядеть данные, не выраженные в рублях? Например, из блока - "Региональная экономика (годы)", из категории "СФЕРА УСЛУГ - ТРАНСПОРТ И СВЯЗЬ" - отчет "Объем погрузки грузов железнодорожным транспортом" выраженный в тыс.тонн. Меняем рубли на тонны, рассчитываем "на 1 жителя" и "темпы роста" - все видно.

Другой вариант, чуть сложнее. Если изначально у нас уже показатель выражен с учетом численности населения, например "Пассажирооборот автобусного транспорта общего пользования" в млн.пассажиров-км.

Вариант расчета на 1 жителя не нужен, а сами данные мы отображаем в варианте "всего по показателю".И вычисляем темпы роста. Мы изначально нигде не утверждали размерность "всего по показателю". Она может быть любая, тем более что мы сразу отображаем ее в заголовках диаграмм в специально отведенном месте. Пользователь, видя данные показателя, содержащий расчет на душу населения, понимает, почему отключен вариант "на 1 жителя" - он не нужен в данном случае. Это должно быть интуитивно-понятно.

Image aligned to the right

Аналогичным способом решаем проблему с данными выраженными в процентах. Например, в категории "ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ" - отчет "Удельный вес прибыльных предприятий, в % к общему количеству предприятий". Всего по показателю выражен в процентах, варианты отчета "на 1 жителя" и "темпы роста" - деактивированы. Таким образом, совершенно разноплановые отчеты мы подаем по единому стандарту. Согласитесь - такой подход все же удобнее, чем разрывать один и тот же показатель по разным сервисам,(например доходы) в одном из них будут суммы всего, в другом темпы роста и в третьем расчет на 1 жителя. Нет необходимости утомлять гражданина собиранием этой информации через другие интерфейсы.

Для примера мной были обработаны данные Минфина РФ info.minfin.ru, Бюджетная система // Бюджеты субъектов РФ // Сравнение субъектов РФ по показателям исполнения бюджета - примерно 27 отчетов

Бюджетная система // Бюджеты субъектов РФ // Региональная экономика (годы) - около 45 отчетов

Это только для примера. Моей целью было не столько создать сервис, который по максимуму соответствует поставленным вопросам в условиях конкурса, сколько попытаться подойти к базовым вещам, к единому стандарту подачи бюджетного, экономического и пр. материалов.

Озвучить те идеи, на примере сервиса, которые наиболее мне кажутся важными.

Можно развить сервис "обвесив" его внешними интерфейсами, которые будут увязаны между собой (linked data или внешними ссылками). Они могут, например, быть объединены в группы отчетов с единым меню, или это может быть структура расходов в виде круговой диаграммы с долями - каждая из которых ведет к группе отчетов и показателей. Я не стал распылять внимание, пытаясь объять необъятное в пределах одного конкурса.

Описанные в документации полнофункциональные сервисы можно посмотреть на моем сайте http://age71.ru через ссылки приведенные ниже.

Вовлечение граждан в бюджетный процесс.


Image

По вовлечению граждан в управление бюджетными ресурсами, хотел озвучить идею, которая уже реализована в проекте Россия-10 http://10russia.ru/

Голосования за достопримечательности нашей страны.

Зачем придумывать новое , когда можно адаптировать уже готовый проект.

Фильтр по регионам уже есть. Упростить процедуру голосования. Вместо достопримечательностей данные по отраслям расходов региональных бюджетов или по госпрограммам региональных бюджетов

Счетчик будет учитывать голоса за те или иные расходы, по мнению граждан, голосование не будет у них отнимать много времени, а результаты будут учитываться региональными гос. структурами при распределении расходов проекта или уточнения бюджета.

Каждой позиции в доступной и простой форме - коротко дать справку о расходах под этой позицией.

Можно придумать удобную систему комментариев, которые будут оставлять граждане под той или иной позицией расходов.

Назначить модераторов из профильных или экспертных групп, которые будут отвечать на конструктивные вопросы.

На основе ответов на вопросы организовывать перечни типичных вопросов\ответов, что повысит уровень знаний граждан.

И важно, что это будет на одном сайте сразу для всей России.

14 октября 2013 года

Артамонов Геннадий

 

Дополнение к конкурсной документации.


В связи с продлением приема заявок на конкурс до 15 ноября 2013 года, доработал сервис "Анализ бюджетов субъектов РФ v.2.0"

Изменения:

  • приведены к общей структуре данные за период c 2008-2013 гг, Федерального Казначейства по исполнению консолидированных бюджетов субъектов РФ
  • заменены и дополнены 16 отчетов раздела "Доходы", за период c 2008-2013 года, на основе источника данных Федерального Казначейства России (roskazna.ru);
  • отчеты на основе данных Минфина РФ выделил в блок "Расходы по статьям" и дополнил блоком из 13 отчетов - "Расходы по функциям государства", на основе источника данных Федерального Казначейства России (roskazna.ru);
  • разработаны 3 варианта меню для управления отчетами сервиса, которые включают примерную структуру доходов и расходов бюджета.

Обработка исходных данных.


Федеральное Казначейство России публикует данные об исполнении бюджетов субъектов РФ. Наверное, наиболее, подробное отражение данных по доходам и расходам бюджета субъектов РФ, выложенных в отрытом доступе.

Данные публикуются помесячно и за год, в сервисе я использовал именно месячные данные - "за декабрь" (или на 1 января). При составлении годового отчета данные бывает, уточняются, поэтому возможны небольшие отклонения от годовых сумм.

К сожалению, структура данных за период, например с 2008 по 2013 год не единообразна. Она изменялась как по структуре территорий так и по структуре бюджетной классификации.

Для анализа за весь период нам очень важно привести данные к единой структуре.

Территориальные изменения

С 2008-2013 года происходили территориальные изменения в структуре федеральных округов.

Северо-Кавказский федеральный округ выделен из состава Южного федерального округа указом от 19 января 2010 года.

В Сибирском федеральном округе - Забайкальский край - образован 1 марта 2008 года в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского АО.

Для проведения анализа за весь период, исходные данные пришлось привести к единой структуре, объединив в 2008 году Читинскую область и Агинский Бурятский АО в Забайкальский край. И разделить субъекты Южного федерального округа до 2010 года на Южный федеральный округ и Северо-Кавказский федеральный округ

Это необходимые и вынужденные изменения исходных данных, без которых невозможен понятный анализ доходов и расходов за период с 2008 - 2013 года.

Изменения в структуре расходов

С 1 января 2011 года существенно изменилась бюджетная классификации расходов РФ.

Я не буду подробно останавливаться на всех изменениях в классификация расходов. Они давно изучены. Поясню только те, которые я обобщил для проведения анализа за весь период.

  • Объединил разделы как они были до 2011 года:
    • 0800 «Культура, кинематография, средства массовой информации».
    • 0900 «Здравоохранение, физическая культура и спорт».

Теперь можно сопоставить объемы по этим разделам с 2008-2013 год. Забегая вперед, скажу, что это не совсем хорошо, но в дальнейшем я планирую выделить 2 уровень данных по подразделам. Выделив таким образом "Культуру","СМИ","Здравооханение","Физическую культуру и спорт" ...

Изменение классификации коснулись раздела 0100 «Общегосударственные вопросы». Исключен подраздел 0111 «Обслуживание государственного и муниципального долга» и образован 1300 «Обслуживание государственного и муниципального долга»

В данном случае я не стал разделять 0100 «Общегосударственные вопросы», а отчет «Обслуживание государственного и муниципального долга» показал за период с 2011-2013 года

Раздел 1100 «Межбюджетные трансферты».

В целях учета всех бюджетных ассигнований, направляемых на реализацию задач и мероприятий в определенной отрасли (сфере), целевые межбюджетные трансферты (субсидии и субвенции), а также дотации государственным внебюджетным фондам следует отражать в соответствующих функциональных разделах и подразделах классификации расходов бюджетов

Основная часть межбюджетных трансфертов с 2011 года отражается в составе различных целевых программ по разным разделам и подразделам.

Остальные трансферты в виде дотаций и прочих межбюджетных трансфертов общего характера отразили в новом разделе 1400 «Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»

Таким образом, анализ межбюджетных трансфертов за весь период с 2008-2013 года не представляется возможным в данном случае.

Чтобы не вносить путаницу я отобразил "МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ" за период с 2008-2010 года, т.е. до изменений классификации расходов.

Конечно, остались некоторые нюансы в отражении структуры расходов, но их можно решать по мере дальнейшей детализации данных, и коротких и понятных пояснений к отчетам.

Варианты меню отчетов


Про подачу материала по единому стандарту я описывал в основной части документации. Она касается в основном отдельно взятого показателя.

Остается проблема как наглядно и удобно преподнести гражданам всю совокупность отчетов. А если это касается сервиса "Анализ бюджетов субъектов РФ v.2.0", то еще и структуру доходов и расходов.

На самом деле это не такая уж и сложная проблема и вариантов множество и вопрос в основном дизайнерского плана.

Я предлагаю 3 варианта меню:

  • линейные меню разделены на группы как в начальном варианте;
  • выезжающие боковые панели(Off-canvas), подходят для построения мобильной навигации, которые пользуются популярностью в мобильных приложениях.
  • интерактивные диаграммы, отражающие структуру доходов и расходов сервиса.

Вариант - 1 - линейные меню

Линейные меню - все отчеты в сервисе сгруппированы по категориям и отображены линейно. Видны сразу все отчеты. Такой вариант может быть полезен, когда гражданин еще не знает точно, что он хочет посмотреть.

И ему проще визуально с этим определиться.

 

Вариант - 2 - выезжающее боковое меню

С помощью этого варианта мы отображаем только группы и категории. Сами отчеты отображаются на выезжающей панели. Такой тип меню популярен в мобильных приложениях и может быть полезен соответствующим образом.

 

Вариант - 3 структурное меню

С помощью диаграмм мы выполняем несколько функций. Отображаем интерактивную структуру расходов и доходов, что позволяет определиться с бюджетными показателями и так же выполняет функцию меню.

Диаграмма по доходам отображает структуру сразу нескольких уровней, при наведении на элемент доходов появляется интерактивная подсветка определяющая принадлежность его к группе доходов.

Расходы в дальнейшем будут детализированы по важным и наиболее интересным подразделам.

 

Вариант - 4 дополнительно для примера

На "Едином портале бюджетной системы" уже появились интерфейсы отображающие структуру расходов. Можно использовать их просто прикрепив к элементам диаграмм линки на отчеты.

Интерфейсы могут быть совершенно разными, на сколько хватает фантазии, главное чтобы они были удобные и понятные для граждан.

07 ноября 2013 года

Артамонов Геннадий